ЛЕКЦИЯ 2.2
МЕТОДИЧЕСКОГО БЛОКА
Ребёнок, оставшийся без попечения родителей, и чтение
Эта лекция даёт понимание того, как устроена система работы воспитателя с ребёнком-сиротой по вовлечению его в чтение
Интерес к книге у современных детей падает стремительно. Уже в дошкольном возрасте её место занимают телевидение и гаджеты. Исследования показали существенное снижение интереса к чтению у детей-сирот всех возрастов, замена времени с книгой на время с интернетом и/или подмена литературы высокого качества тем, что предлагает массовая культура.
Чтение и современный ребёнок
Если вы хотите задать вопрос лектору, обсудить тему с координаторами и пообщаться с другими участниками проекта, вступайте в общий чат студентов
Чтобы ребёнок не отрицал и не игнорировал книгу, его нужно начать знакомить с ней задолго до того, как он пойдёт в школу и сам научится читать.
  • умственные — выработка потребности ежедневного общения с художественной литературой
  • эстетические — воспитание бережливого и уважительного отношения к книге
  • нравственные — формирование навыка внимательного вдумчивого слушателя
Задачи педагога здесь можно разделить на 3 категории:
Ребёнок может искренне любить книгу, тянуться к ней, ждать встречи с ней, как встречи с другом. Такое отношение формирует взрослый, который задался целью научить детей слушать чтение, постигать текст, углубляться в смыслы, тем самым воспитывая человека читающего.
Какие форматы подходят воспитателю центра содействия семейному воспитанию?
  • ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов
  • организованные занятия с группой
  • самостоятельное рассматривание книг — они должны быть доступны детям
  • общение воспитателя с подопечными с фокусом на литературу и чтение
Какие методы работы подходят воспитателю?
  • словесные — выразительное чтение, пересказ, заучивание наизусть (например стихов), беседы о прочитанном
  • практические — игры, инсценировка (“литературный театр»), изображение прочитанного в арт-формате (рисунки, поделки, лепка)
  • наглядные — просмотр иллюстраций, видеороликов (мультфильмы и фильмы по прочитанному), оформление тематических выставок и т.п.
Какие этапы работы воспитателя можно выделить?
  • Диагностический: на этом уровне мы определяем уровень интереса к книге. Здесь полезны все виды опросов.
  • Методический: на этом уровне мы ищем резерв развития интереса у детей к книге, самому процессу чтения. Здесь мы определяем систему работы с детьми на основании тех теоретических знаний, которые получил педагог и тех ответов, которые предоставили подопечные.
  • Практический: на этом уровне мы внедряем разработанный подход, корректируем его в процессе внедрения, если нужно. Здесь мы можем воспользоваться всем разнообразием инструментов, полученных на первых двух уровнях.
Последовательность этих уровней обеспечивает замечательный результат у ребят и формирование устойчивого интереса к книге, равно как и общего роста чтения в группе.
  • Включение литературной тематики в праздники и развлечения
  • Художественное чтение вслух
  • Литературные викторины, КВН
  • Литературные игры, экскурсии в библиотеку
  • Проектная и исследовательская деятельность по книге
  • Кукольный театр
  • Иллюстрирование произведения — создание рисунков и любых других форм художественной интерпретации сюжета
Какие игровые формы приобщения детей-сирот к книге может использовать воспитатель?
Перспективный план работы по формирования «читательской дисциплины» детей-сирот представлен в Таблице 1.
План в таблице является рекомендованным и показывает, как общение ребёнка и книги может быть организовано в группе в течение всего года. План может быть изменён под нужды и специфику конкретного учреждения.
Чтение для ребёнка-сироты особенно важно, поскольку оно оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику, знаком с эмоциями и чувствами, которые такой ребёнок может никогда не испытать в учреждении, но с которыми столкнётся по достижении совершеннолетия, покинув учреждение. А значит, книга формирует личность человека.
Однако умение понимать литературное произведение не приходит само собой — оно требует развития с самого раннего возраста. Первый этап — слушать и понимать произведение, следующий — уметь его изобразить или пересказать, третий — попробовать стать его соавтором. Так, согласно С.Я. Маршаку, мы решаем главную задачу взрослых — открываем в ребёнке «талант читателя», а это значит, что мы:

  • защищаем его душу
  • питаем ум и сердце
  • побуждаем к самосознанию и жизнестойкости
  • подталкиваем к творческой самореализации
СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ
Этот курс мы сделали для вас и хотим, чтобы он был максимально вам полезен. Если у вас есть комментарии, замечания или вопросы, напишите нам, пожалуйста
Made on
Tilda